Эти диковины — красивые и странные — завораживают взгляд! Оказывается, нео­бычные садовые инсталля­ции — не что иное, как предметы «Лэнд-арт» (Land Art).

Это направление искус­ства появилось в Америке в 60-х годах прошлого века, и суть его в том, что произведение искусства обязательно должно быть свя­зано с природным ландшафтом. И сама при­рода, по словам искусствоведа Ирины Кулик, «является не сюжетом, а материалом».

Модные веяния

В начале нашего столетия модные веяния совре­менного искусства докатились до России и стали особенно популярны в Калужской области. И вскоре, после художников и архитекторов, «Лэнд-артом» заинтересовались ландшафтные дизайнеры и флористы. Популярность его в последние годы растет, и сегодня в мире проводится более пятидесяти Land Art фестивалей.

Капризы погоды

Конечно, возникает вопрос, насколько долговеч­ны эти садовые украшения? Выдержат ли они дожди, ветра и, наконец, первый снег?

Выдержат, — уверен Андрей Филоненко, член Национальной гильдии флористов, Чемпион России по профессиональной флористике, кан­дидат биологических наук.

— Ведь изначаль­но наш лэнд-арт фестиваль «Рождение формы» в Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород» пла­нировался как короткое биеннале. Однако работы настолько понравились посетителям Ботанического сада, что администрация попросила нас оставить флористические композиции сначала на месяц, а потом еще на один… В итоге, некоторые компози­ции простояли в саду около года.

— Возможно ли многократное использова­ние таких садовых инсталляций? Можно ли убрать их на время, а потом снова вынести в сад?

— Да, можно создать такие работы, которые могут существовать несколько лет. Но, на мой взгляд, подобный подход не очень интересен: людям всегда хочется чего-то нового, равно как и художнику… Думаю, что эти инсталляции украсят любой сад. Созданные специально для праздни­ков композиции могут быть не очень долговечными, но более интересными за счет использования живых цветов.

Это интересно

— Может ли человек — непрофессионал, глядя на эти композиции, попытаться создать нечто похожее у себя в саду?

— Однозначно — да! Для работы в этом направ­лении не требуется много профессиональных навыков. В наших командах были как профессио­нальные флористы, так и просто те люди, которым этот проект был интересен и которые хотели при­нять в нем участие.

Арт-терапия

— Однако все равно возникает вопрос о философии этих украшений. И об их пользе. Они радуют глаз, оживляют пространство. Когда ты их делаешь, то развиваешься творчески. И все-таки есть какие-то законы у этого искусства?

— Естественно, есть! Во-первых, эти украшения не должны наносить ущерб природе. То есть мы ничего не ломаем, не рубим и не привносим в природу синтетические материалы.

Второй важный момент — арт-объект или фло­ристическая композиция создается из тех матери­алов, которые находятся именно в данной мест­ности и часто из того, что лежит под ногами.

В-третьих, арт-объект должен быть интегри­рован в природную среду и находиться в тес­ном взаимодействии со всеми ее компонентами, например, стать убежищем для птиц или белок.

И, наконец, процесс разрушения композиции является неотъемлемой частью Land Art филосо­фии, и он неизбежен.